Российской Федерации 60% территории относится к районам Севера. Из 12 крупных городов расположенных в районах Крайнего Севера 11 находятся в России, где проживает и работает около 8% населения страны (более 11 млн. человек). Всего в этих районах проживает около более 16% населения страны (24 млн. человек). Районы Крайнего Севера являются серьезной базой промышленного производства страны.
В связи с этим вопрос обеспечения гарантиями и компенсациями граждан, трудящихся в сложных северных условиях стал одним из социально и экономически значимых в нашем государстве.
Начиная с 30-х годов эти вопросы решались на уровне государственной власти и только в последнее время стали частично решаться на уровне законодательства субъектов Российской Федерации.
Одним из главных видов компенсации являются так называемые «северные пенсии», основанием для возникновения права на которые является трудовой стаж в районах Севера. Вопросы пенсионного обеспечения граждан работающих на этих территориях в настоящий момент имеет ряд особенностей.
Распределение численности пенсионеров по видам пенсионного обеспечения, по регионам Российской Федерации в 2002 г.¹
(на конец года; тысяч человек)
Всего пенсионеров
в том числе получающих пенсии
по старости
по инвалидности
По случаю потери кормильца
социальные
госслужащие, получающие пенсию по старости (или по инвалидности и за выслугу лет)
Республика Карелия
219
178
17
15
9
0,07
Республика Коми
271
214
23
21
13
0,05
Архангельская область
404
332
31
27
14
0,15
в том числе Ненецкий автономный округ
10
7
1
1
1
0,00
Мурманская область
234
201
12
13
8
0,06
Тюменская область
610
433
78
64
35
0,13
в том числе:
Ханты Мансийский автономный округ – Югра
218
161
20
25
12
0,03
Ямало-Ненецкий автономный округ
74
53
6
10
5
0,02
Республика Алтай
52
31
8
7
6
0,03
Республика Бурятия
230
151
33
30
16
0,00
Республика Тыва
79
37
14
17
11
0,00
Красноярский край
749
535
106
67
41
0,26
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
8
5
1
1
1
0,00
Эвенкийский автономный округ
4
3
0
0
1
0,00
Иркутская область
673
491
73
66
43
0,18
в том числе Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
34
20
4
6
4
0,01
Томская область
250
193
25
18
14
0,00
Читинская область
270
179
38
35
18
0,09
Республика Саха (Якутия)
199
140
21
25
13
0,05
Приморский край
496
363
64
41
28
0,15
Хабаровский край
362
284
32
28
18
0,15
Амурская область
211
151
27
21
12
0,00
Камчатская область
82
68
4
6
4
0,00
в том числе Корякский автономный округ
7
5
1
1
0
0,00
Магаданская область
46
37
3
4
2
0,04
Сахалинская область
152
125
9
9
9
0,07
Чукотский автономный округ
12
9
1
1
1
0,00
¹ - данные приведенные по пенсионерам, состоящие на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации
По данным Госкомстата России
Как мы видим, из таблицы, на рассматриваемых территориях проживает около 5,5 млн. граждан-пенсионеров (23% от общего количества населения территорий), причем, 74% из них относится к пенсионерам по возрасту.
Номинальный и реальный размер назначенных месячных пенсий по регионам Российской Федерации
(на конец года)
Размер начисленных пенсий в руб.
2000
2001
2002
Республика Карелия
949,8
1271
1669
Республика Коми
955,4
1268
1699
Архангельская область
973,8
1294
1680
в том числе Ненецкий автономный округ
978,3
1335
1890
Мурманская область
1006,3
1319
1791
Тюменская область
874,2
1199
1642
в том числе:
Ханты Мансийский автономный округ – Югра
960,4
1336
1914
Ямало-Ненецкий автономный округ
992,3
1302
1906
Республика Алтай
789,3
1001
1292
Республика Бурятия
802,3
1093
1393
Республика Тыва
759,6
915
1233
Красноярский край
853,5
1174
1532
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
1048,6
1522
1873
Эвенкийский автономный округ
918,9
1091
1621
Иркутская область
851,0
1153
1487
в том числе Усть-Ордынский Бурятский автономный округ
749,1
996
1277
Томская область
884,5
1199
1547
Читинская область
783,1
1083
1363
Республика Саха (Якутия)
12221,3
1478
1811
Приморский край
843,8
1140
1471
Хабаровский край
910,6
1215
1608
Амурская область
817,7
1121
1435
Камчатская область
1104,1
1568
2030
в том числе Корякский автономный округ
1055,5
1490
1835
Магаданская область
1056,1
1436
2013
Сахалинская область
1010,6
1314
1763
Чукотский автономный округ
1188,7
1540
2134
По данным Госкомстата России
Как видно из вышеприведенного таблицы уровень пенсии достаточно мал, что, учитывая сложные условия быта северян, вдвойне отрицательно сказывается на жизни пенсионеров.
Выплаты пенсий северянам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях».
Досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Работающие на Крайнем Севере имеют преимущества по сравнению с другими гражданами по конвертации (преобразование пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002 г.) пенсионных прав.
Районный коэффициент и процентная надбавка представляют собой два различных вида выплат, отличающихся друг от друга по целевому назначению и порядку определения размеров.
Районный коэффициент устанавливается для каждого конкретного района, учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы и выплачивается независимо от стажа работы в целях компенсации гражданам расходов, обусловленных работой и проживанием в особых природно-климатических условиях.
Процентная надбавка, в отличие от районных коэффициентов, выполняет стимулирующие функции и начисляется в зависимости от непрерывного стажа работы в северных регионах.
Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
При этом если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Повышения пенсий, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года (за исключением районного коэффициента), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам (за исключением лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере).
Расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 рублей.
Расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле:
РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП,
где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период (2000-2001 гг. – 1494 руб. 50 коп.);
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года (1671 руб.) для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Как уже было отмечено, при конвертации пенсионных прав некоторым категориям северян предоставлена существенная льгота, заключающаяся в том, что они имеют право на более высокое отношение заработков – от 1,4 до 1,9. Указанное повышенное отношение заработков применяется:
-для лиц, проживающих по состоянию на 1 января 2002г. в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях;
-для лиц, независимо от места их жительства, - мужчин, достигших возраста 55 лет, и женщин, достигших возраста 50 лет, если они по состоянию на 1 января 2002г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой страж соответственно не менее 25 и 20 лет.
При отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям используется Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029.
Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 г., повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.
Лицам, по состоянию на 1 января 2002 года проживающим за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также за пределами территории Российской Федерации, повышенное отношение заработков определяется на основании сведений о заработке за периоды, т.е. за 2000-2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г., включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в состав заработка, приходящегося за эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случае, когда представлен заработок с различными по размеру районными коэффициентами, для определения размера повышенного отношения заработка учитывается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется на общих основаниях.
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.
Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившимв действие с 1 января 2002 года, северянам возвращена часть ранее предоставленных государством, а затем ликвидированных, льгот.
В частности, решен вопрос, волновавший особенно тех пенсионеров-северян, кто ранее выехал из северных регионов и теперь живет в других районах страны. Для этой категории пенсионеров отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной зарплате в Российской Федерации теперь применяется с учетом районного коэффициента, действовавшего в том месте, где пенсия была начислена, независимо от места жительства этих лиц в настоящее время за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Кроме того, в страховой стаж наравне с периодами работы и иной деятельностью вновь засчитываются период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, а также период прохождения военной службы и другой приравненной к ней службы Пенсионеры, имеющие стаж работы на Севере, и выехавшие из районов Крайнего Севера до августа 2001 года, получили право на пересчет своей пенсии с учетом повышенного соотношения заработных плат в размере 1,4 – 1,9.
Малочисленные народы Севера находятся в числе получателей социальных пенсий. Социальную пенсию получают граждане из числа малочисленных народов Севера (менее 50 тыс. человек и сознающие себя самостоятельными этническими общностями), достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию или на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
Существует вопрос пенсионного обеспечения северян выехавших на постоянное место жительства в другие страны. В основном вопрос касается граждан Украины.
Так, по информации Пенсионного Фонда Украины, Законом Украины "О пенсионном обеспечении" назначение пенсий работникам Крайнего Севера на льготных условиях не предусмотрено. Но этот вопрос урегулирован Временным соглашением между правительствами Украины и Российской Федерации о гарантиях прав граждан, которые работали в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в области пенсионного обеспечения (заключено 15 января 1993 года). В соответствии со ст. 1 Временного соглашения, лицам, проживающим на территории Украины и имеющим стаж работы 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в районах, приравненных к Крайнему Северу, пенсии назначаются со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. Мужчинам - по достижению 55 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 50 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет. При этом часть пенсии, соответствующая продолжительности стажа работы до 1 января 1991 года, исчисляется по нормам Закона Украины "О пенсионном обеспечении", если нет льготного стажа по списку N 1. А часть пенсии, которая соответствует продолжительности трудового стажа, выработанного в районах Крайнего Севера, начиная с 1 января 1991 года, исчисляется по нормам законодательства Российской Федерации. В настоящий момент обсуждается возможность компенсации российской стороной разницы между украинской и российской пенсиями.
Как мы видим из вышеприведенного материала, в Российской Федерации существует развитая система гарантий пенсионного обеспечения для граждан, осваивающих северные территории. Однако, уровень пенсионного обеспечения остается как, и в целом по стране достаточно низким, к тому же многофакторным. Вопрос повышения пенсий северянам мог бы быть решен путем ввода системы дополнительного пенсионного обеспечения для этих категорий граждан. Эта система могла бы быть организована как на территориальном уровне, так и на уровне работающих на территориях Крайнего Севера предприятиях, а также за счет самих северян на добровольной основе. В настоящий момент в субъектах Российской Федерации относящихся к районам Крайнего Севера уже работают негосударственные пенсионные фонды. Размер их совокупного пенсионного резерва на 2003 год составлял около 4,5 млрд. рублей. В системе дополнительного пенсионного обеспечения в районах Крайнего Севера уже обслуживается тысячи человек. Эта система могла бы стать гарантией повышения уровня пенсионного обеспечения граждан работающих на Северах.